
Китайские власти беспокоятся из-за продовольственной безопасности страны, поскольку большая часть важной продукции, такой как соя, КНР приходится импортировать. Специально для своих читателей портал GlavnyeNovosti.ru разобрался в ситуации и представляет глубокий анализ положения дел.
Министерство сельского хозяйства Китая объявило о плане постепенно сокращать долю соевого шрота в кормах для животных в течение трех лет, чтобы уменьшить зависимость от импорта. К 2025 году доля соевого шрота в кормах сократится с 14,5 % до менее 13 %. К 2030 году этот показатель может упасть до 12 %, что приведет к снижению импорта сои в Китай на 84 млн тонн.
Хотя ранее Китай выпускал аналогичные рекомендации для производителей кормов, нынешнее заявление было сделано на фоне усложняющейся геополитической ситуации, продолжающегося соперничества с США и растущей озабоченности продовольственной безопасностью. Оно также совпало с визитом в Пекин нового президента крупной бразильской агропромышленной компании. США и Бразилия поставляют в Китай более 80 % импортируемой сои.
Хотя китайские власти утверждают, что планы обеспечения продовольственной безопасности носят технический характер, на практике они также являются политическими. Снятие запрета на импорт бразильской говядины отражает расчет Китая на улучшение китайско-бразильских отношений при новом правительстве.

Китай имеет огромный спрос на соевые бобы, являясь четвертым по величине производителем этого продукта в мире и крупнейшим импортером, на долю которого приходится более 60 % мировой торговли. По данным Минсельхоза, 88 % внутреннего потребления Китая зависит от импорта. Большая часть этого показателя приходится на корма для животных, особенно для свиней. Соевое масло, в основном импортируемое, является основным пищевым маслом в Китае, на его долю приходится около 40 % потребления.
Несмотря на огромное население, у Китая ограниченные ресурсы: только 7 % пахотных земель в мире и скудные водные ресурсы, что делает продовольственную безопасность постоянной заботой. Конкурирующие потребности в землепользовании, в том числе под другие культуры, такие как пшеница и кукуруза, затрудняют Китаю избавление от зависимости от импорта сои.
Воспоминания о политических потрясениях, связанных с голодом и нехваткой продовольствия в 1950-х и 1960-х годах, остаются в умах старшего поколения китайцев, включая президента Си Цзиньпина и других высокопоставленных чиновников. Проблема прокорма огромного населения Китая возросла, при этом уровень загрязнения растет из-за индустриализации. Урбанизация, растущие доходы и расширение среднего класса стимулируют растущий спрос на мясо и соевые продукты.
Для обеспечения своих поставок продовольствия Пекин с 2013 года стремится к самообеспечению основными продуктами питания, такими как рис и пшеница, а также ключевыми источниками белка, особенно свининой. Китай также полагается на международный рынок неосновных продуктов питания, особенно соевых бобов.
Пекин может увеличить импорт сои из Бразилии, члена экономической группы БРИКС. В настоящее время китайско-бразильский торговый поток составляет 150 миллиардов долларов США в год, в то время как бразильский экспорт в Китай достиг 89 миллиардов долларов в 2022 году, при этом соевые бобы, железная руда и сырая нефть занимают первое, второе и третье места.

Учитывая недавние двусторонние соглашения между странами, включающие продовольственную безопасность, и стремление президента Лулы да Силвы к укреплению связей с Пекином, Китай может увеличить импорт бразильской сои и сократить импорт из США.
Согласно оценкам, Китай может ежегодно сокращать потребление соевой муки не менее чем на 3 млн тонн, что эквивалентно 4 млн тонн соевых бобов. К 2025 году импорт сои может сократиться до 82 млн тонн, поскольку производители кормов будут использовать больше заменителей, таких как рапс и синтетический белок. Сокращение потребления соевой муки также соответствует стремлению Пекина к самообеспеченности.
Учитывая зависимость Китая от иностранных соевых бобов, которую Пекин оценил как слабое место во время торговой войны с Трампом, это остается серьезной проблемой на фоне системного соперничества США и Китая. В рамках усилий Китая по превращению в сельскохозяйственную державу и достижению самообеспеченности за счет увеличения внутреннего производства к 2025 году планируется произвести около 23 млн тонн соевых бобов, что на 40 % больше текущего уровня.
Однако проблема сои превратилась для Китая из проблемы производства в проблему продовольственной безопасности. Для Пекина остается сложной задачей одновременно достичь самообеспеченности такими продуктами, как рис, пшеница, кукуруза и соевые бобы. Ситуацию усложняют такие серьезные проблемы, как нехватка воды и климатические потрясения, включая засухи и наводнения, которые значительно повлияли на сельское хозяйство Китая, усилив опасения дефицита.

Поскольку такие события могут помешать планам по снижению зависимости от импорта, Пекин, вероятно, продолжит диверсифицировать источники импорта сои, в том числе больше из Бразилии, чтобы обеспечить стабильные поставки. Си Цзиньпин часто заявлял, что наполненные рисом миски 1,4 млрд всегда будут в руках китайцев. Тем не менее, Пекин по-прежнему сталкивается со значительными трудностями в достижении своих целей.
Укрепление китайско-бразильских связей, включая новые соглашения о продовольственной безопасности, может привести к росту двусторонней торговли и инвестиций для обеих стран. Учитывая их общие интересы в области продовольственной безопасности и экспорта сельскохозяйственной продукции, две страны могли бы создать механизм продовольственной безопасности в БРИКС для улучшения той же ситуации среди его членов и развивающихся стран.
Тем не менее, Бразилии следует пересмотреть свою зависимость от Китая как экспортного рынка сельскохозяйственной продукции и стремиться диверсифицировать свой экспорт. Зависимость Пекина от бразильских соевых бобов делает Бразилию ключевым игроком, когда дело доходит до обеспечения продовольственной безопасности и стабильности Китая. Однако по мере того, как Китай будет искать альтернативные рынки для импорта сельскохозяйственной продукции, включая сою, бразильские экспортеры могут быть заменены более дешевыми альтернативами.